«Глупец» - хороший рассказчик

Во времена Шекспира глупцы были шутами - в их задачу входило развлекать королей. В этих целях они использовали полный набор трюков: каламбуры, остроты, эскапады - что угодно, лишь бы насмешить. Дэйв и Том Гарднеры на своем сайте «Мотли фул» («Шут») в Интернете дают следующее объяснение такому поведению: «На самом деле в том обществе только шуты могли говорить правду королям, и при этом им не угрожала перспектива остаться без головы»2.

Сам Шекспир, великий рассказчик и весельчак, рассматривал шутов как воплощение мудрости. В его пьесах часто самыми мудрыми персонажами были шуты, «глупцы», причем всегда хорошие рассказчики. Вы наверняка слышали фразу, с которой обычно начинаются многие истории: «И об этом есть что порассказать». Она встречается во многих шекспировских пьесах и обычно произносится одним из его любимых «глупцов». Ее произносит Тачстон в пьесе «Как вам это понравится» (акт 2, сцена 7), шут, известный под именем Клоун в «Отелло» (акт 3, сцена 1), и слуга Грумио в «Укрощении строптивой» (акт 4, сцена 1).

Шекспир был прав: мудрый лидер похож на глупца. Другими словами, это шут, весельчак, делающий все, чтобы привлечь внимание своей аудитории. Как правильно заметили издатели интернет-сайта Дэйв и Том Гарднеры, у шута-мудреца шутка - способ рассказать правду и при этом не вызвать последствий, от которых мог бы пострадать другой человек. Таким образом, мудрый лидер не просто «глупец», а «глупец-рассказчик». В своих забавных историях он доносит правду до окружающих его людей.

Христос тоже был рассказчиком. Большинство своих уроков и принципов он объяснял при помощи притч - рассказов, остающихся актуальными сегодня точно так же, как и тогда, когда Иисус их впервые рассказывал на холмах Иудеи и на улицах Иерусалима. На первый взгляд они обезоруживающе' просты, но содержат такую глубину, которая до сих пор остается неподвластной нашему разуму.

Обычно Христос уступал право истолковывать значение своих рассказов слушателям - сам он редко это делал. Иногда смысл его историй ясен как день. Но иногда они окутаны некой тайной - их можно интерпретировать по-разному. Легко представить, как люди напрягали все внимание, старались придвинуться поближе и слушали еще внимательнее, когда Иисус начинал свою речь на арамейском языке словами: «И об этом есть что порассказать».

Христос использовал персонажи и ситуации, знакомые слушателям. Часто его истории отражали две стороны проблемы при помощи двух персонажей, стоящих на противоположных точках зрения. Например, притча об арендаторе и землевладельце, о щедром хозяине и работнике-воре, о богаче и нищем, о господине и слуге, о любящем отце и блудном сыне. Он предлагал слушателям поставить себя на место одного из двух и принять решение.

© 2008 Все права защищены seogloba.ru