Настоящий лидер руководит не с вершины, а из центра

Легендарный магнат розничной торговли Джеймс Кэш Пенни однажды должен был дать рабочую характеристику сотруднику одного из своих магазинов. У этого молодого человека, как он выразился, «нет большого будущего в розничном бизнесе». Работника звали Сэм Уолтон, который впоследствии создал сеть розничной торговли «Уолмарт». Сегодня «Уолмарт» включает тысячи торговых точек и является крупнейшей розничной компанией в мире. Ее доходы превосходят доходы Дж. К. Пенни в четыре раза.

Первый магазин «Уолмарт» Уолтон открыл летом 1962 года в городе Роджерс, штат Арканзас. Политика сбыта этого магазина заключалась в больших скидках: торговая наценка уменьшалась до минимума, в результате чего потребитель получал большую экономию. Уолтон гениально нашел свою нишу. Но для обеспечения высокой доходности компания должна была продавать товары в больших объемах. Для поисков подходящего места для своих магазинов Уолтон облетал на частном самолете окрестности вокруг трех-четырех городков. Затем он построил «Уолмарт», обслуживавший не один, а несколько населенных пунктов сразу.

Уолтон не просто гений розничной торговли. Пожалуй, он первый корпоративный лидер, использовавший руководящий стиль двадцать первого века. По сравнению с традиционными моделями его метод казался полной глупостью. И результатом этой «глупости» стал феноменальный успех. К 1985 году по стоимости акций торговой сети «Уол-март» он стал богатейшим человеком Америки, а к 1991 году его компания превзошла крупнейшую в Америке розничную торговую сеть «Сире».

«Вероятно, Уолтон был первым настоящим руководителем информационного века», - сказал Джон Хьюи, главный редактор журнала «Форчун» и соавтор биографии Уолтона4.

В чем же его секрет? В отличие от лидеров бизнеса, у которых он учился, Уолтон руководил не с вершины организации, а из центра. Старой моделью лидерства была пирамида, в верхней точке которой находился лидер. Уолтон понял, что для лучшего обмена информацией необходимо обеспечивать ее поток не в одном направлении - от начальника к подчиненным, - а во всех: вверх, вниз и в стороны. Информация - власть, а Уолтон - сторонник децентрализации власти и распространения информации на всех уровнях организации.

И он осуществил то, во что верил. Уолтон был человеком из народа, ездил на старом грузовичке, проводил много времени в торговых залах и завоевывал доверие и лояльность сотрудников, которых рассматривал не как подчиненных, а как партнеров и союзников. Незадолго до смерти в 1992 году он сказал: «Делитесь всей возможной информацией с партнерами. Чем больше они знают, тем больше понимают. Чем больше они понимают, тем больше заинтересованы. А если они заинтересованы, то их уже ничто не остановит».

Где же Сэм Уолтон научился этому методу общения? Однажды он сказал: «Я очень рано узнал один простой секрет студенческого лидерства: приветствуйте идущего по тротуару человека прежде, чем он заговорит с вами. Я никогда не отворачивался от идущего навстречу человека и первый с ним здоровался. Если мы были знакомы, я называл его по имени, если нет, я все равно его приветствовал».

© 2008 Все права защищены seogloba.ru