Способность выдерживать критику как ключевой навык лидера

Лидер должен уметь выслушивать критику и отрицательно не реагировать на нее. Критика - часть работы. Лидер находится на виду, а значит, неизбежно становится ее объектом. Если вы не хотите, чтобы вас критиковали, то не должны быть лидером. «Чтобы избежать критики, - писал Элберт Хасбэнд, - ничего не делайте и не говорите и будьте никем».

Дэвид Вон, автор книги «Основы лидерства», заметил по этому поводу:

«Критика - одно из самых болезненных, но неизбежных испытаний лидера. Лидерство не конкурс популярности, как думают многие. Суть не в том, чтобы стараться понравиться людям, пытаться завоевать их восхищение. Скорее лидерство - обязанность принимать тяжелые решения, несмотря на заявления конкурентов и желания других людей. То есть действовать добросовестно, даже если это может вызвать враждебность».

Критика и жалобы раздражают. На них иногда уходит много времени. Критика бывает необоснованной и несправедливой, но может быть и конструктивной. Лидер должен уметь отличать конструктивную критику (когда стараются помочь) от недоброжелательной (когда стараются обидеть). Иногда трудно увидеть разницу; конструктивное мнение зачастую может уколоть так же больно, как и злобное замечание. Но намерения здесь диаметрально противоположны. Неспособность различить эти два вида критики может оказаться важным недостатком лидера.

Однажды после утренней службы к проповеднику Джону Уэсли обратилась пожилая дама.

- Простите меня, мистер Уэсли, - сказала она, - но я должна сделать вам одно конструктивное замечание.

- Вот как! - ответил мистер Уэсли. - Каково оно?

- У вас слишком длинный галстук. Он отвлекал меня на протяжении всей службы. Это оскорбительно.

- А нет ли у вас ножниц?

У нес с собой случайно оказался набор для шитья, и она оттуда достапа ножницы.

- Вы можете укоротить мой галстук до длины, которая будет вам по душе, - предложил Джон Уэсли. - Режьте, чтобы он больше вас никогда не оскорблял.

Дама не без удовольствия последовала совету. После того как она укоротила галстук, священник спросил:

- Теперь он нормальной длины?

- О да, - ответила дама. - Теперь намного лучше.

- Вы не одолжите свои ножницы на секунду?

- Конечно!

Джон Уэсли взял ножницы и сказал:

- Ну а теперь вы не будете возражать против конструктивной критики? Видите ли, ваш язык весьма оскорбителен для меня, поскольку он несколько длинноват. Высуньте его, пожалуйста, чтобы я его немного укоротил.

Дама-критик не стала высовывать язык, но намек поняла.

Бывший тренер НФЛ Билл Парселлс говорит:

«Как вы переносите критику? Можете терпеть, когда вас освистывают? Вам нравится, что люди наблюдают за каждым вашим действием? Если вы этого не способны выдержать, то недолго проработаете главным тренером в высшей лиге, так как с этим будете сталкиваться постоянно... Если вас это раздражает, то вы долго не протянете».

Ну, нам с вами это не грозит. Мы протянем - ведь мы же лидеры и знаем, что способность воспринимать критику - одно из важнейших качеств, необходимое каждому лидеру.

© 2008 Все права защищены seogloba.ru